Призраки Львовской Оперы

Театр – место, где сценические драмы переплетаются с драмами реальных человеческих судеб, где рядом живут трагедия и комедия, где от взлета до падения один шаг. Каждый театр скрывает множество историй прошедших эпох, в каждом из них в тенях софитов прячутся призраки прошлого. И Львовский оперный театр здесь не исключение.

Зигмунт Горголевский

Фото: ЗигмунтГорголевский

 

Фото: Сттроительство Львовского оперного театра

(1845 – 1903)

В конце ХІХ века во Львовереализовывали грандиозный строительный проект – преобразование речки Полтвы в подземный дождевой коллектор и оформление нового центрального проспекта на ее месте. Лучшие архитекторы работали над строениями, которые должны были украшать новый проспект. Самым почетным и самым сложным заданием было проектирование завершения проспекта - нового городского театра. Он должен был располагаться на искусственном острове, образованном измененным руслом подземной реки, на очень влажной почве. Соседний театр Скарбека с этой же причины опирался на 16 тысяч дубовых свай.

В 1895 году прошел конкурс. Жюри очень впечатлил проект неизвестного архитектораиз Ляйпцига – театр было предложено разместить на железобетонной подушке. Железобетон на тот момент был новейшим материалом, который только входил в обиход. Было и еще несколько неординарных инженерных решений, которые обращали на себя внимание. Вердикт был единогласным.

После конкурса оказалось, что автором проекта на самом деле был известный и уважаемый архитектор ЗигмунтГорголевский. Он не хотел, чтобы его выдающееся имя повлияло на объективность жюри. Горголевский, уроженец той части Польши, что была в тот момент под властью Пруссии, долгое время был официальным архитектором королевских дворцов Германии. В 1893 году Горголевский переезжает во Львов, где возглавляет новую художественно-промышленную школу. Позже ученики школы примут участие в оформлении интерьеров театра.

Театр построили всего за три года, и в 1900 году состоялось торжественное открытие. Но уже в 1903 в конструкции обнаружили трещины. В том же году умер Горголевский. Это породило популярную легенду, будто бы архитектор не смог пережить разрушения своего детища и покончил жизнь самоубийством. На самом же деле Горголевский перед этим утратил жену и дочь, и слабое сердце не выдержало ударов судьбы. Творение же его после некоторого ремонта спокойно пережило столетие и продолжает радовать как львовян, так и многочисленных гостей города, своей красотой.

Соломия Крушельницкая

 

Фото: Соломия Крушельницкая в роли Чио-Чио Сан

Фото: Соломия Крушельницкая в традиционной украинской одежде

  

Фото: Соломия Крушельницкая в разных ролях

(1872 – 1953)

1904 год, Милан. Композитор ДжакомоПуччини прибывает в LaScalaзаранее, и нервно прохаживается между рядами в ожидании премьеры. «Мадам Баттерфляй» – его лучшая опера, его выстраданное дитя, которое должно принести ему огромную славу – так он верит. Но случается все по-другому. Уже с первого акта публика в зале начинает свистеть и протестовать. Актеры только большим напряжением воли доводят спектакль до конца. Новость о большом фиаско известного композитора мигом разлетается вокруг. Пуччини в отчаянии. И тогда его друг и выдающийся дирижер Артуро Тосканини дает судьбоносный совет – взять на главную роль украинку Соломию Крушельницкую, которая на тот момент уже обрела славу в Европе.

Соломия – простая девочка из многодетной семьи сельского священника. С детства она увлекается музыкой и выделяется своим голосом, часами просиживает за фортепиано. В 19 лет она приезжает во Львов, чтобы встретить свою судьбу. На вступительном экзамене в консерваторию она настолько впечатляет профессора Высоцкого, что ее принимают даже без документов, которые не успели прибыть в срок.

После выпуска из консерватории Соломия дебютирует на сцене львовского театра. Несмотря на волнение, поет она прекрасно. Публика под большим впечатлением. На следующий день львовские газеты пестреют восхищенными отзывами. Она обретает свою первую славу и едет учиться в Милан. На момент, когда Пуччини переживает свое фиаско, она уже успевает заслужить любовь европейской публики. Но настоящий триумф и самой Соломии, и Пуччини состоится тогда, когда она впервые выйдет на сцену в роли Чио-Чио Сан.

Вряд ли можно найти два больших контраста, чем реакция публики на первую и вторую постановки «Мадам Баттерфляй». Конечно, эта заслуга принадлежит не только Крушельницкой, Пуччини дорабатывал оперу перед вынесением ее на суд публики во второй раз. Но именно она принесла опере головокружительный успех и стала ее символом. В тот день Крушельницкую и Пуччини вызывали аплодисментами на сцену 17 раз.После первого триумфа Соломия путешествует с оперой по всему миру – это ее сто вечеров «Мадам Баттерфляй». Позже она отказывается от роли.

После завершения театральной карьеры Соломия путешествует с концертами. На концертах она всегда исполняет украинские песни – даже в Санкт-Петербурге перед императором Николаем, в стране, где украинский язык был тогда запрещен. Живет Соломия в Италии, но о родине не забывает. Часто приезжает с визитами, дружит с Иваном Франком.

В 1939 году Соломия возвращается домой. За ней по пятам приходит Вторая мировая война и первая советская оккупация. И тогда, и после войны власти смотрят на нее с подозрением – эта женщина повидала другой, «буржуазный» мир. Ее спасает ВолодимирБарвинский, директор консерватории – он принимает ее в качестве профессора пения. До последних лет она сохраняет молодость души,и на своем последнем выступлении в 1949 году все еще проникает слушателям в сердце своим пением. Через три года ее, как и многих других выдающихся львовян, похоронят на Лычаковском кладбище, рядом с Иваном Франком. На этом же кладбище на полстолетия раньше был похоронен и творец Оперного театра ЗигмунтГорголевкий.

Олександр Мышуга

    

Фото: Олександр Мышуга в различных сценических образах

(1853 – 1922)

1884 год, Львов,театр Скарбека. За билетами – огромная очередь, ведь будет выступать «король теноров» ОлександрМышуга. Можно услышать, как мужчина в очереди обращается к своему другу: «Не могу поверить, что это тот самый робкий юноша, которому мы несколько лет назад собирали деньги на учебу». Вскоре Мышуга станет одним из самых дорогих оперных исполнителей в Европе.

Родился будущий оперный король в бедной многодетной семье в маленькой деревне Выткив. В три года утратил мать, и его отец еле сводил концы с концами. Позже он привел в дом мачеху. Она была хорошей женщиной, но у нее были свои дети, и она еле со всем справлялась. Кто знает, дожил ли бы маленький  и болезненный Сашко до взрослого возраста, если б его не выхаживала старшая сестра…

Один раз отцу семейства приснился вещий сон. К нему пришел человек в белом и приказал поехать на храмовый праздник во Львов в собор св. Юра и взять с собой детей, особенно младшего. Так он и сделал. В соборе хор очень красиво пел, и маленький Сашко начал подпевать. Его тут же заметил старший дьяк,и предложил отцу оставить мальчика в городе для учебы. Он же помог ему устроиться в церковное училище. Здесь Мышуга начнет свою музыкальную карьеру. Но юноша продолжает жить в бедности, красноречивым свидетельством чего является тот факт, что в армию его не взяли из-за недостаточного веса.

В 1880 году Олександр дебютирует на сцене во Львове. Он поет настолько хорошо, что ему рекомендуют ехать учиться в Италию. На еду, дорогу и жилье ему собирают деньги всей общиной. Он обещает все вернуть и не забывает свое обещание. После учебы Олександр выступает в Варшаве и впечатляет публику. Он ездит с гастролями по всей Европе, его называют золотым тенором, ему платят вдвое большие гонорары, чем другим оперным певцам. Но он продолжает жить очень скромно, а все свои несметные богатства отправляет в Украину на благотворительные проекты. Он помогает Ивану Франку издать сборник стихов «Увядшая листва».

Когда его спрашивают, почему он не возвратится на родину, Олександр отвечает, что,только выступая по заграничным театрам, он может принести пользу украинскому народу. Возвратится Олександр домой только после смерти. Его тело перевезут из Германии и похоронят в родном селе Выткове.

Читайте также: